Президент Садыр Жапаров ответил Алмазбеку Атамбаеву
Tazabek публикует интервью без изменений:
— Здравствуйте, Садыр Нургожоевич. Как вы относитесь к заявлению бывшего президента Алмазбека Атамбаева по вопросам энергетики?
— Честно говоря, я не знаком с его обращением. У меня нет времени на подобные «бессмысленные» заявления. Мой пресс-секретарь кратко изложил мне суть. Я не собирался отвечать, но теперь решаюсь.
— Атамбаев утверждает, что во время его правления энергетика развивалась, а нынешний кризис вызван неконтролируемыми майнинг-фермами. Министр энергетики опроверг эти слова, заявив, что они не соответствуют действительности. Как вы можете прокомментировать это? Действительно ли майнинг-ферм в стране много? Сколько их на самом деле? Какова их роль в экономике?
— Если кто-то другой говорит о системе, это одно. Но Атамбаев не должен этого делать. Под его руководством энергосистема была доведена до кризиса, и он сам утопил её в проблемах.
На данный момент мы всё ещё не выбрались из этих трудностей. Если всё пойдет по плану, в следующем году мы сможем начать выходить из этой ситуации. Чтобы мои слова не были просто голословными, приведу факты и цифры.
Сравните:
С 1990 по 2010 год долг Министерства энергетики составил 13,6 миллиарда сомов, что эквивалентно 243 миллионам долларов.
С 2010 по 2020 год этот долг возрос до 123 миллиардов сомов, или 1,3 миллиарда долларов. Разница составляет 110 миллиардов сомов за 10 лет. Сравните.
За 20 лет долг составлял 13,6 миллиарда сомов, а за 10 лет с 2010 по 2020 — 123 миллиарда сомов.
К октябрю 2020 года общий долг министерства достиг 137 миллиардов сомов или 1,5 миллиарда долларов.
Это говорит о том, что мы были не просто в затруднительном положении, а находимся под угрозой банкротства. Наша энергосистема фактически обанкротилась.
Сотрудники энергетических компаний брали кредиты в банках, чтобы выплачивать зарплаты — это полный абсурд. Даже самые отсталые страны этого не делают.
Например, между 2010 и 2020 годами Министерство энергетики взяло в «РСК банке» 201 миллион сомов с процентами, чтобы выплачивать зарплату. У меня есть все документы, подтверждающие это.
С 2021 года мы не взяли ни одного тыйына в банке для выплат зарплат.
Наоборот, с 2021 года мы значительно сократили долг, закрыв 112 миллиардов сомов из 137 миллиардов. Оставшиеся 25 миллиардов планируем закрыть в следующем году.
До 2020 года в нашей энергосистеме имела место коррупция и схемы воровства. Мы всё это разрушили. Теперь там нет таких схем, и поэтому мы быстро расплачиваемся с долгами. Если всё пойдет хорошо, в 2027 году мы выйдем на прибыль.
Что касается майнинга, то на данный момент действуют только две майнинг-фермы, обе под моим контролем. Одна в Кемине, вторая — в Камбар-Ата-2.
Майнинг-ферма «Соларкоин» в Кемине начала свою работу в 2023 году с мощностью 30 МВт. Она полностью использует электроэнергию, импортируемую из России через казахстанскую компанию KEGOC. Всё это прозрачно и доступно для проверки в министерстве. Никакой скрытности здесь нет. Электричество — это не что-то, что можно тайно провозить.
С подстанции «Фрунзе» на границе с Казахстаном мощностью 500 кВт до Кемина платят транзит 38 тыйынов за 1 кВт. Прибыль от транзита на сегодняшний день составила 172 миллиона сомов.
В республиканский бюджет компания заплатила 22 миллиона сомов налогов, создавая рабочие места и принося пользу стране.
Что касается майнинга на Камбар-Ата-2, объясню простым языком. Политики, которые кричат о коррупции, не должны вводить в заблуждение, когда речь идет о майнинге.
Этот майнинг также работает на 30 МВт. Мы сами попросили его построить на этой ГЭС. Почему? В 2009 году, когда ГЭС была построена, она имела мощность 120 МВт. Однако без новых трансформаторов и линий старые мощности 60-х годов не могли передавать всю производимую энергию.
Старые линии могли передавать только 90 МВт, и 30 МВт оставались неиспользованными.
Чтобы не терять эту мощность, мы решили продать эти 30 МВт. Поэтому майнинг находится внутри Камбар-Атинской ГЭС.
С 2009 года мы потеряли 6 миллиардов 816 миллионов кВт·ч энергии.
Это в денежном эквиваленте составило 3 миллиарда 275 миллионов сомов.
За это можно привлечь к ответственности всех безответственных руководителей до 2020 года. Почему за 11 лет на этой станции не обратили внимания на потерю 30 МВт?
Мы обратили внимание, и в декабре 2023 года ОАО «НЭСК» и ОАО «Электрические станции» заключили трёхсторонний договор с компанией «МБТ-Строй». В рамках этого договора ОАО «Электрические станции» согласовали транзит 30 МВт через сети «МБТ-Строй» и ОАО «НЭСК» для населения.
Общая сумма инвестиций составляет 1 миллиард 500 миллионов сомов.
Кроме того, государство обязало ООО «МБТ-Строй» выполнить следующие работы:
Ремонт и восстановление 2 трансформаторов мощностью 25 МВА каждый на подстанции «Камбар-Ата». Вложено 429 миллионов сомов.
На Курпсайской ГЭС установка и реконструкция 2 новых автотрансформаторов 220 кВ, сумма инвестиций 736 миллионов сомов. Работы продолжаются.
Обновление воздушной линии 110 кВ от ГЭС «Курп-Сай» до подстанции «Абасбеков», длиной 35 км. Работы ведутся.
Обновление воздушной линии 110 кВ от подстанции «Абасбеков» до ГЭС «Камбар-Ата-2», длиной 57 км. Работы продолжаются. Общая длина подлежащих реконструкции воздушных линий составляет 92 км. Всё должно быть завершено в ближайшее время.
Инвестиции в эти работы окупятся примерно за 4 года. После этого новые трансформаторы, новые линии и майнинг будут служить интересам государства. Договор обеспечит это.
Мы тщательно взвешиваем каждое решение, прежде чем его принимать. Все действия, вредящие государству, мы сразу же прекращаем.
Этот майнинг имеет исключительно положительное значение для нашей страны. Через 4-5 лет майнинг и новые линии станут собственностью государства. Линии и сейчас уже государственные.
Таким образом, майнинг служит интересам народа, а не отдельных чиновников.
Тем не менее, некоторые кандидаты в депутаты начали использовать тему майнинга в своих интересах. Предупреждаю тех, кто не понимает сути дела: не вмешивайтесь.
Я уже объяснил, какую пользу это приносит государству.
Сейчас нет никого, кто работал бы в своих интересах, как это делала предыдущая власть.
Мы заставляем коррупционеров возвращать украденные деньги и снимаем их с должностей. Люди всё это видят. Конечно, есть те, кто не хочет видеть правду, но их не так много. Такие должны быть, ведь у нас демократия.
— Итак, сейчас работают только две майнинг-фермы?
— Верно. Несмотря на то, что эти две майнинг-фермы приносят государству миллионы, мы решили временно приостановить их работу.
Майнинг в Кемине можно было оставить, так как он использует энергию, импортированную из России. Но мы попросили его временно остановить.
У нас есть традиция: когда начинаешь что-то хорошее для страны, политические демагоги начинают кричать, и дело останавливается. Из-за этого страна не двигается вперед.
Почему это происходит? Я считаю, что всегда есть личные интересы и «доли», и чтобы скрыть это, принимаются решения о прекращении деятельности.
Мы не боимся и не останавливаемся. У нас нет личных интересов. Поэтому любые действия, полезные для государства, мы продолжаем. Как только ситуация стабилизируется, обе компании возобновят свою работу.
Других майнингов нет. Если мы найдем майнинги, работающие без разрешения, незаконно, мы наложим на них большие штрафы. Соответствующие органы работают над этим постоянно.
Тем, кто хочет открыть майнинг в стране, говорим, что могут работать без нашего участия, при условии импорта электроэнергии из других стран, так как нам самим сейчас не хватает электроэнергии.
После завершения строительства Камбар-Атинской ГЭС-1 мы сами будем искать майнинг-фермы. В будущем, особенно весной и летом, мы будем искать покупателей для электроэнергии. Это произойдет через 7-8 лет, но сейчас эти слова могут показаться нереальными.
Говоря о нереальных вещах, вспоминаю, как 20 лет назад я говорил: «Возьмем Кумтор в собственность, будем работать сами, золото останется у нас, и мы не будем просить помощи у внешних стран». Тогда многие смеялись и говорили, что это «сказка». Но мы сделали это реальностью. Если всё пойдет хорошо, наша энергосистема вскоре станет такой же.
Когда мы начинаем дело, мы не делаем это наспех, как говорится. Мы учитываем, как это принесет пользу народу в будущем, думая о судьбе наших детей и внуков.
Чтобы они жили в сильной стране, свободной от коррупции и преступности.
Воспользовавшись нашим интервью, хочу обратиться ко всему народу:
«Не обращайте внимание на злых людей, которые из мухи делают слона. Если помните, в первые годы, когда я пришел к власти, я говорил: «Я уберу политику и подниму уровень жизни в стране, потому что стал Отцом нации. Мне всё равно, кто вы — Акаевец, Бакиевец, Атамбаев-Жээнбековец или Айдар-Максимовец. Я привлеку всех, кто принесет пользу народу, но не дам украсть ни одного тыйына из казны». Это строго контролируется силовыми и фискальными структурами.
Иногда ложная информация вызывает шум, и мы собираем всех для разбирательства, чтобы установить правду. Такие случаи были неоднократны.
Помните, 3-4 года назад, когда я привел бизнесмена господина Хабибуллу для закладки капсулы времени на месте бывшего ресторана «Нарын», чтобы начать строительство 5-звёздочного отеля и мечети на 20 тысяч человек? Тогда тоже был сильный шум.
Сейчас строительство обоих объектов идет полным ходом. Мечеть почти готова. Господин Хабибулла строит её бесплатно для народа, общая стоимость — 55 миллионов долларов. Строительство отеля оценивается в 350 миллионов долларов. Эти средства — прямые инвестиции из-за рубежа в Кыргызстан.
— Алмазбек Атамбаев отметил, что при его правлении были построены высоковольтные линии электропередачи Датка—Кемин, модернизирована Бишкекская ТЭЦ, отремонтирована Токтогульская ГЭС. Оставил ли он достойное наследие в этой области?
— Что касается Токтогульской ГЭС, его слова — полная ложь. Человек, который правил народом 7 лет, должен хотя бы немного стыдиться говорить очевидную ложь, которую видит весь народ.
Вопрос ремонта 4 агрегатов Токтогульской ГЭС обсуждается со времён Аскара Акаева. Агрегаты, построенные в 60-х, не ремонтировались ни разу.
Представьте себе: 50 лет работы без остановки. Хорошо, что металлы очень прочные.
Когда я пришел к власти, я взял эту область под контроль. Все ГЭС находились в катастрофическом состоянии. Если бы мы не обновили генераторы, это могло бы привести к катастрофе. Мы сейчас всё обновляем.
Если помните, когда я пришел к власти, министры часто менялись, потому что я искал компетентного человека, который не боялся бы проводить радикальные реформы. В конечном итоге я пригласил Таалайбека Ибраева.
Я сразу предупредил: «Мы будем проводить радикальные шаги. Нужно вывести систему из болота. Если ты начнешь действовать в своих интересах, как это делали предыдущие, ты ответишь». Результаты неплохие.
Работы идут быстро, в стране строится около 100 ГЭС, одна крупная ТЭЦ, а также солнечные и ветровые станции. Без бюрократии.
Так, модернизация гидроагрегатов на Токтогульской ГЭС началась в 2022 году:
* 1-й гидроагрегат — в 2022 году,
* 2-й гидроагрегат — в 2023 году,
* 3-й гидроагрегат — в 2024 году,
* 4-й гидроагрегат — в 2025 году. Этот генератор вот-вот запустят.
После обновления генераторов общая мощность увеличится на 240 МВт по сравнению с прежними показателями. Это действительно большая мощность. Специалисты в области энергетики это понимают.
Не построив ни одной ГЭС, лучше не говорить об этом.
Не хочу хвастаться, но должен говорить факты и цифры. С 2022 по 2025 годы было запущено 28 ГЭС с общей мощностью 489 МВт.
В 2026-2027 годах мы планируем запустить 41 ГЭС с общей мощностью 452 МВт. В 2028 году, если будет запущен второй агрегат Камбар-Ата-2, это даст 120 МВт. Если завершится строительство ТЭС в Кара-Кече, это добавит 1200 МВт. После этого, по прогнозам, мы закроем зимний дефицит.
Ранее мы только призывали народ экономить электроэнергию в зимний период. Но мы никогда не оставим людей без света. Тем не менее, необходимо экономить, чтобы помочь энергетикам.
Что касается ЛЭП Датка—Кемин, то да, она нам нужна как воздух и вода. Это заслуга Атамбаева, и мы не можем это отрицать.
Но строительство обошлось в два раза дороже. По расчетам, из этого проекта было украдено более 90 миллионов долларов. Если проверки будут углублены, возможно, эта сумма увеличится.
Что касается Бишкекской ТЭЦ, все знают, что за 386 миллионов долларов можно было построить новую ТЭЦ. Они обновили лишь 2 котла из 24 в старой ТЭЦ.
В то же время Таджикистан за 349 миллионов долларов построил новую ТЭЦ с 14 котлами. Значит, там не было воровства. Такой крупный проект, вероятно, Эмомали Шарифович взял под личный контроль.
4 котла из 14 новых дают 400 МВт энергии, остальные 10 котлов — тепло. Наши обновленные 2 котла за 386 миллионов долларов дают всего 300 МВт. Остальные 22 котла в плачевном состоянии.
Для понимания приведу простой пример.
Таджикистан за 349 миллионов долларов строит новую ТЭЦ с 14 котлами. Мы за 386 миллионов долларов обновляем 2 котла в старой ТЭЦ. 111 миллионов долларов были украдены, это подтверждено в суде. Поэтому Сапар Исаков и Аскар Шадиев скрываются. Возможно, расследование в то время не было проведено тщательно, потому что на 2 котла не ушло бы 275 миллионов долларов.
Кстати, не могу не упомянуть Верхне-Нарынскую ГЭС. Как сказал Бекназаров: «Не хочу говорить, но вы заставляете».
Верхне-Нарынская ГЭС, шумно начатая с «носилками грязи» и двумя лопатами, стала для нас настоящей катастрофой. «РусГидро» подало на нас в суд и выиграло 37 миллионов долларов. С процентами эта сумма выросла до 50 миллионов долларов на сегодняшний день.
В 2021 году в первой поездке в Россию я говорил с В.В. Путиным, где рассказал, что все эти деньги были украдены и не использованы при строительстве ГЭС. Я попросил его списать долг. Он согласился.
Но в 2023 году, когда я посетил Путина с рабочим визитом, он сказал мне: «Эту сумму вы должны заплатить, так как компания выиграла в международном суде». Я на месте ответил, что мы не будем платить, потому что руководители компании, строившей ГЭС, были с российской стороны.
Наша сторона была в меньшинстве. Все решения принимались, а наши просто подписывали их, взяв свои «доллары».
Главное, строительство ГЭС не было начато. Привезли 400-500 контейнеров по 40 тонн, поставили как общежитие. На это, говорят, ушло 37 миллионов долларов. На самом деле не ушло бы и 37 тысяч долларов. С 2023 года мы работаем с российской стороной через двухстороннюю комиссию.
Но результата пока нет. С российской стороной есть разные дела для «взаимозачета». Возможно, мы обменяем это на что-то другое. Мы ждем результата. В конце концов, избавимся и от этого долга.
По этому делу мы не проиграли бы в международном суде. Если бы Атамбаев немного подумал? Он в гневе односторонне денонсировал договор.
В таких международных делах, подчеркиваю, необходимо действовать разумно, а не гневно. Если не хватает собственного ума, лучше проконсультироваться с опытными юристами. Это не личное дело, это дело всего народа. Долг в 50 миллионов долларов.
«Гнев — враг, разум — друг», — не зря сказано. Перед односторонней денонсацией нужно было несколько раз направить претензии российской стороне, указывая на несоответствие выполнения обязательств по договору. Срок договора истек, работы не были начаты.
Ранее я не упоминал имена экс-президентов. Иногда говорил об общих ошибках прошлого. Теперь я больше не буду давать интервью по вопросам электроэнергии, майнинга, внешнего долга и паспортов. По этим темам больше никому не дам интервью.
Мы будем работать, не поднимая головы. Наши дела в конечном итоге принесут хорошие плоды. Бог и народ видят. Ранее я предоставил достаточно информации и отчетов по этим вопросам.
Обсудим?
Смотрите также:
